Когда встречают по одежке
Кожаный жилет в наше время стал такой же неотъемлемой чертой традиционного образа байкера, как мотоцикл-круизер с большим двигателем, татуировки, перстни и борода. А ведь в байкере, как и в человеке, всё должно быть прекрасно – и душа, и мысли, и транспорт, и пиво, и обувь, и одежда.
Жилет - характерный элемент одежды в стиле «вестерн» - перекочевал в гардероб наездников «железных коней» вместе с ремнями с массивными пряжками, сапогами-«казаками», галстуками-боло, банданами и чапсами. Стиль «современных ковбоев» пришёлся по вкусу не только байкерам, но и рок-музыкантам, а также всем, кто хотел подчеркнуть свою принадлежность к мотоциклетной субкультуре.
Но езда на мотоцикле предъявляет к одежде довольно жёсткие требования: если декоративные пряжки-кончос, плетение, тиснение и бахрома до сих пор востребованы у почитателей «старой школы», то ткань и замша уступили место более прочной и практичной гладкой коже. Хорошо выделанная кожа не только меньше пачкается (хотя, кажется, именно это свойство мало заботит байкеров), но и может защитить мотоциклиста от «асфальтовой болезни» и прочих дорожных неприятностей.
Особую популярность байкерские жилеты приобрели с развитием клубного движения. Предмет гордости члена мотоклуба, его герб и система распознавания «свой-чужой» - это клубные нашивки или «цвета». По нашивкам можно определить не только принадлежность байкера к тому или иному клубу, но и его место в иерархии, круг обязанностей, регион и т.д.
Сначала клубные мотоциклисты нашивали «цвета» прямо на куртки, но потом в качестве основы стали использовать жилеты, причём одевали их не под, а на верхнюю одежду. Действительно, ездить в любую погоду, в любое время года и на любые расстояния в одной и той же куртке нравится далеко не всем, а мотоциклетное движение со временем шагнуло далеко за пределы солнечной Калифорнии. Кроме того, в ситуации, когда показывать «цвета» нежелательно, жилет можно вывернуть наизнанку или спрятать в багажный кофр.
Вслед за клубными байкерами, членами MC (Moto Club) и MG (Moto Gang), жилеты начали носить и участники более демократичных мотообъединений – MCC (MotorCycle Community), RC (Riders Club), ОС (Owners Club) MFC (Moto Fans Club) и т.д. К жилетам прикрепляют нашивки, подчёркивающие принадлежность байкера к тому или иному сообществу (либо наоборот, его принципиальный отказ в какие-либо сообщества вступать – No Club, Lone Wolf и т.д.), отношение мотоциклиста к жизни (и смерти), логотипы любимых марок мотоциклов, флаги посещённых стран и значки с мотофестивалей. Пользуются популярностью и функциональные нашивки – например, с указанием группы крови. А массовая культура – кинематограф, телевидение и популярные издания – прочно закрепила кожаный жилет в ряду необходимой байкерской атрибутики, без которой невозможно представить труЪ-байкера.
Сейчас байкерский жилет можно купить в интернете или офлайн, в России или за границей. Но, поскольку жилет должен выполнять две практически взаимоисключающих функции – подчёркивать индивидуальность его владельца и, в то же время, принадлежность к группе, то предпочтительнее изделие, изготовленное на заказ – в единственном экземпляре или небольшой серией. Вообще, к жилетам в мотосообществе прослеживается такое же отношение, как и к элементам тюнинга/кастомайзинга мотоциклов. Вещь, сделанная по индивидуальному заказу, ценится выше, чем широко растиражированная и купленная по каталогу.
При заказе байкерского жилета нужно обращать внимание на следующие детали.
Материал.
В России популярны жилеты из очень толстой кожи, подчёркивающие брутальность отечественных мотоциклистов. Фактически это кожаные доспехи, практически не страдающие при падении байкера с мотоцикла и обеспечивающие некоторую защиту владельца от холодного оружия, «травматики» и «пневматики».
Отзыв о жёстком жилете Chrome Heart: «Недавно нашего товарища в таком жилете подрезала "Газель", и он на 90 км/ч влетел спиной в бетонный блок с торчащими обрезками арматуры. И проткнули бы они его насквозь в многочисленных важных для самочувствия местах! А так - несколько глубоких царапин на жилете, ну и синяки, конечно! :))) Так что не только ради пижонства одеваем мы "броню"! Есть и польза! Товарища зовут Боб, он из города Шахты в Ростовской области, ехал на "кувалде" (Yamaha V-Max)».
При этом важно помнить, что кожа - живой материал. Она впитывает влагу, вытягивается, садится и со временем сядет точно по вашей фигуре. Правда, непременное условие для этого – владелец должен постоянно ездить в жилете, а не хранить его дома в шкафу.
За границей, как правило, носят байкерские жилеты из более мягкой кожи (такие можно увидеть, например, на героях популярного американского сериала «Sons of Anarchy»). Обязательное требование к коже для байкерского жилета – водостойкая пропитка, без которой он может потерять форму. Ведь настоящие байкеры ездят в любую погоду и при этом многие одевают жилет поверх дождевика.
Крой.
Существует множество моделей байкерских кожаных жилетов – в стиле «вестерн», копирующие куртки-«косухи» или классические джинсовые куртки с обрезанными рукавами. Наличие шнуровки или ремней по бокам – это не просто декоративный элемент. Таким образом, можно подогнать жилет по фигуре либо немного изменить его размер, чтобы носить прямо на майку либо поверх мотоциклетной куртки с защитой. Например, ремни с запасом 7-8 см позволяют увеличить объём в талии и груди сантиметров на 15. Нежелателен крой жилета с использованием множества деталей – это не лучшим образом сказывается на его прочности.
Застёжки и фурнитура.
Сейчас доступны самые разные варианты застёжек - молнии, кнопки, пряжки, карабины, шнуровка и т.д. Однако на байкерском жилете они должны быть высокого качества – не окисляться под дождём, не отлетать и не расстёгиваться на высокой скорости и при падениях. Кожаные элементы не должны растягиваться. Не стоит забывать и о чувстве меры – обилие шипов и заклёпок, характерное для «металлистов» 80-х годов прошлого века, в наши дни выглядит как анахронизм и не безопасно при аварии.Место для нашивок.
У разных клубов и объединений есть свои сложившиеся предпочтения по поводу размеров, количества и мест размещения нашивок, а байкеров-одиночкам в этом вопросе обеспечена почти полная свобода. Но при выборе модели жилета нужно представлять, где именно будут располагаться нашивки, чтобы на этом месте не оказались карманы или застёжки.Декоративные элементы.
Придать больше индивидуальности байкерскому жилету можно с помощью вышивки, тиснения на коже, аппликации, бахромы, плетения. Эффектно выглядят вставки из кожи, бахрома и плетение из кожаных полосок контрастного цвета. Иногда используются и светоотражающие элементы – нашивки на светоотражающей ткани и/или со светоотражающими нитями. Такой жилет более функционален и даже может спасти жизнь или здоровье своему владельцу ночью на неосвещённой дороге, сделав его более заметным для водителей попутного транспорта. Ограничителем возможностей здесь выступает только фантазия заказчика и, опять же, – чувство меры. Не нужно пытаться объединить все элементы декора в одном изделии. «Потому что нельзя быть красивым таким».Карманы.
Лишнего места для вещей на мотоцикле, как правило, нет. Даже владельцы больших туристических мотоциклов со временем начинают испытывать недостаток в багажных ёмкостях и задумываются о покупке прицепа. Однако хотя бы документы и телефон должны быть под рукой (хотя, откуда у труЪ-байкеров документы и телефон?). Поэтому наличие удобно расположенных и хорошо застёгивающихся карманов на байкерском жилете – важный бонус. А кожаные жилеты-«разгрузки» с большим количеством карманов достаточно функциональны и при этом стильно выглядят.Однако карманы усложняют чистку жилета (в швах и под клапанами скапливается пыль и грязь), «съедают» место для нашивок. Кроме того, невозможно сшить разгрузку из жёсткой кожи, так что почитателям кожаных «доспехов» можно порекомендовать в дополнение к жилету удобную и стильную поясную сумку для необходимых в дороге мелочей.
Качество и цена.
Сегодня байкер может выбрать жилет на любой вкус и на любой кошелёк. При этом цена зависит как от качества изделия, так и от его эксклюзивности. Жилеты от крупных иностранных компаний выполнены на хорошем уровне, но лишены индивидуальности, которую так ценят байкеры. Штучные изделия мастеров, заработавших себе имя в байкерской среде, качественны и эксклюзивны, но довольно дороги. Кроме того, известные мастера обычно загружены работой, так что выполнения заказа придётся подождать. Жилеты, сшитые местечковыми кустарями-одиночками, как правило, не блещут качеством – тонкая кожа, плохая выделка, отсутствие пропитки, необработанные края, неудачный крой, неровные швы, непрочная силуминовая фурнитура. Оптимальное сочетание цены и качества свойственно продукции небольших компаний, делающих как небольшие серии, так и изделия по индивидуальным заказам. Таких, например, как Chrome Heart – российский производитель из Ростова-на-Дону, который присутствует на рынке с 2007 г. и выпустил за это время более 1000 байкерских жилетов.Но самое главное качество байкерского жилета – он должен как можно больше времени проводить в дороге вместе со своим владельцем. Дышать ветром, впитывать солнечные лучи, копоть автострад и пыль просёлков, ночные дожди и утренние туманы. Следы машинного масла и соль от пота владельца - это его самые ценные украшения. Поэтому старые и авторитетные байкеры носят свои жилеты годами и десятилетиями, испытывая законную гордость от его потертого, естественно-винтажного внешнего вида!