Все свое вожу с собой
Как известно, мотоцикл – это скорость, свобода, романтика и отсутствие места для багажа. Возможно, отчасти этим объясняется неприязнь байкеров к скутеристам с их багажными ёмкостями-«унитазами» под сидениями. Однако многие мотоциклисты используют свой транспорт не только для вечерних покатушек, выездов выходного дня или на спортивных треках. Многие ездят на мотоциклах каждый день - на работу, на деловые встречи, на охоту или рыбалку, за покупками или в дальние путешествия. Пожалуй, только владельцы люксовых туреров (Honda GoldWing, BMW серии K, Harley-Davidson Electra Glide и т.д.) избавлены от вопроса «куда положить багаж». Скорее, для них актуален вариант «куда же я это дел» - эти «короли дальнобоя» уже с завода снабжены встроенными багажными кофрами, ящиками-«бардачками», местами для крепления дополнительных сумок. Впрочем, иногда даже этого мало, и тогда владельцы туристических мотоциклов задумываются о покупке буксируемого прицепа или коляски. Ну, или автомобиля.
Остальные мотоциклисты вынуждены довольствоваться штатными ёмкостями, в которые помещается в лучшем случае небольшой набор инструментов либо искать компромисс между ездовыми качествами, внешним видом мотоцикла и удобством размещения багажа. У владельцев бескомпромиссных спортбайков и жёстких эндуро выбор небогат – рюкзак за плечами и/или сумка закреплённая на пассажирском седле при помощи эластичной сетки-«паука». Но рюкзак (даже обтекаемый мотоциклетный) создаёт в дороге излишнюю нагрузку на плечи, а сетка со временем растягивается и не обеспечивает достаточно надёжного крепления – приходится использовать дополнительные ремни, стяжки и т.д., что не очень удобно. Кроме того, «второй номер» на пассажирское сидение уже не посадишь. Впрочем, зачем нужен пассажир на спортивном снаряде?
В несколько лучшем положении находятся владельцы классиков. В случае необходимости они могут пойти на преступления против стиля и разместить на мотоцикле седельные сумки, а на металлическом баке может крепиться сумка на магнитах.
Богаче предложения для спорт-туристов и эндуро для путешествий – багажники, жёсткие центральные и боковые кофры из пластика или алюминия, текстильные сумки. А владельцы круизеров обычно озабочены только тем, какой материал выбрать – пластик, текстиль или кожу, и как не утратить чувство меры, навешивая на мотоцикл сумки, батоны и подстаканники. Исключение составляют только поклонники бобберов и олдскульных чопперов, для которых багажные сумки на байке – это ересь и недопустимое преклонение перед комфортом.
Однако при всём разнообразии багажных систем для мотоциклов требования к ним, в сущности, одни и те же. Они не должны создавать неудобства ездоку, сильно нарушать распределение веса и влиять на аэродинамику, стойко преодолевать все дорожные тяготы и надёжно сохранять багаж и инструменты. Жёсткие багажные кофры (боковые и центральные) – популярное решение для «дальнобойщиков». Они изготавливаются из пластика (туреры, спорт-туристы), алюминия (эндуро для путешествий) и пластика, обтянутого искусственной кожей (круизеры). Они обладают большой вместимостью, вещи в них практически не промокают. Как правило, кофры снабжены запорными замками, так что в них можно оставлять вещи при остановках (если украдут – так вместе с мотоциклом). А для удобства переноски багажа часто используют внутренние сумки-вкладыши. Впрочем, те, кто предпочитают использовать мотоцикл не для дальних поездок, а для знакомства с девушками, могут занять практически весь свободный объём кофров компонентами передвижной дискотеки – динамиками, сабвуфером и усилителем. Недостатки таких кофров являются продолжением их достоинств – высокая цена, большая масса и габариты. Иногда кофры выступают за габариты руля и защитных дуг, что ограничивает маневренность и может доставить сюрприз забывчивому мотоциклисту в междурядье. При аварии они, как правило, приходят в негодность и восстановить их практически невозможно. По крайней мере, это актуально для пластика.
Более универсальное решение – мягкие или полужёсткие (армированные пластиком или металлом) седельные сумки. Эти наследники кавалерийской эпохи крепятся на ремне, перекинутом через заднее крыло. Шнуровка на нём позволяет регулировать высоту размещения сумок. Бывают варианты с креплением на молнии – тогда сумки можно быстро снимать для переноски багажа, мойки или ремонта байка. Впрочем, если сумки может быстро снять владелец мотоцикла, то это может сделать и кто-нибудь ещё. Седельные сумки не могут похвастаться идеальной герметичностью, поэтому багаж нужно тщательно упаковывать. Некоторые байкеры также используют внешние чехлы из плёнки или непромокаемой ткани. Для изготовления седельных сумок используется синтетическая, искусственная или натуральная кожа. Синтетика относительно недорого стоит, мало весит, придаёт облику мотоцикла современные черты. В то же время ткань легко намокает, протирается, плавится от контакта с горячими глушителями и протирается от контакта с асфальтом. Не говоря уже о том, что убеждённые сторонники круизерного стиля вообще не рассматривают другие варианты кроме кожи. Ибо это красиво, прочно, долговечно и вообще правильно. Кроме того, кожаным сумкам можно вернуть товарный вид даже после скользячки по асфальту.
В настоящее время компания ChromeHeart выпускает 12 видов кожаных седельных сумок, отличающихся габаритами, формой и отделкой. Для того чтобы правильно выбрать сумки необходимо определить размеры багажного места на мотоцикле – высоту от крыла до глушителя, расстояние от ноги пассажира до задних указателей поворота. Также необходимо помнить, что не следует увлекаться большими сумками на мотоциклах с задней подвеской с боковыми амортизаторами – это чрезмерно увеличивает габариты. Кроме того, не стоит использовать седельные сумки без металлических крепежных рамок – это печально закончится для хрома и лакокрасочного покрытия, а при контакте с глушителем – и для самой сумки.
Интересный вариант для любителей минималистичного подхода к багажу – боковая сумка Custom. Она не требует багажной рамки и не отвлекает внимание от суровой металлической красоты настоящего боббера или чоппера.
Другие мотоциклетные багажные ёмкости, как правило, предназначены для вещей меньшей массы и объёма. В ассортименте компании ChromeHeart представлены различные модели багажных «батонов» (тулбоксы и ролл-бэги), также различающиеся формой, размерами и дизайном. Небольшие сумки (тулбоксы) крепятся на траверсе, на руле, на защитных дугах или спинке пассажирского сидения. Более объёмные ролл-бэги размещаются на багажнике или в качестве дополнительной сумки поверх центрального кофра.
Подход к качеству багажных сумок для мотоциклов такой же, как и к свойствам других мотоаксессуаров и экипировки для мотоциклистов – качественные материалы, надёжная конструкция, изготовление «на совесть» и функциональный дизайн. Это значит – хорошо выделанная и пропитанная кожа, прочные нитки, ровные строчки, прочная и нержавеющая фурнитура – заклёпки, кончос, пряжки и молнии.
При эксплуатации кожаных сумок важно помнить о том, что кожа – живой материал. Не нужно пытаться превратить мотоцикл-одиночку в автомобиль-грузовик – это небезопасно для байкера и не полезно для багажных сумок. Чувство меры позволит сохранить управляемость байка и целостность сумок. Сумки и кофры из натуральной кожи нельзя сушить у огня или нагревательных приборов, иначе они могут покоробиться и потрескаться. После поездки в дождь сумки лучше снять с мотоцикла, освободить от багажа, протереть влажной губкой или тряпкой, удалив грязь, и оставить в сухом помещении. После сушки нужно обработать кожу средствами на силиконовой, восковой или масляной основе. При надлежащем уходе мотоциклетные кожаные сумки прослужат многие годы, позволяя байкеру захватить с собой в дорогу немного домашнего уюта.